Исследование, проведенное Джоном У. Миллером, президентом Центрального университета штата Коннектикут, заключалось в анализе тенденций в области грамотного поведения и общего уровня грамотности населения в более чем 60 странах.
Было установлено, что страны Северной Европы являются одними из самых грамотных в мире, чем не могут похвастаться страны Западного полушария.
Свою научную работу Миллер проводил в течение четырех десятилетий в тесном сотрудничестве с Центром общественной политики и социальных исследований Коннектикута.
«Факторы, которые мы рассмотрели, настолько сложны и тонки, что нам удалось составить портрет культурной жизнеспособности многих наций. Наш рейтинг мировой грамотности убедительно показывает насколько грамотное поведение имеет решающее значение для успеха индивидов и народов в экономике, основанной на знаниях, определяющих наше глобальное будущее».
При составлении рейтинга учитывались 15 переменных, сгруппированных в пяти категориях на душу населения: библиотеки, газеты, число абитуриентов, число выпусников и доступность компьютеров.